Юрий Башмет занимает особое место среди музыкантов современности, впервые превратив альт в признанный сольный инструмент. Композиторы всего мира уловили это явление и специально для Башмета создали более пятидесяти произведений для альта.
Выступления Башмета гипнотизируют слушателей. Как заметил один британский критик, его музыкальное творчество кажется «дождем, падающим капля за каплей, проникающим в сердце и оживляющим его».
Юрий Башмет родился в Ростове-на-Дону в 1953 году. В 1971 году окончил специальную музыкальную школу во Львове. Учителями Московской консерватории были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. В 1975 году Ю. получает альт Паоло Тестори (Милан, 1758 г.), на котором играет до настоящего времени.
Будучи студентом, музыкант стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште I975 ′ (вторая премия) и первой премии в Мюнхене 1976 года. О нем говорили как о феноменально одаренном музыканте: «Его можно было сравнить только с Давидом Ойстрахом в том, что касается безупречной интерпретации и блестящего звука…» - писали немецкие газеты.
Его программы охватывали разные эпохи и стили. Посвятить ему свои произведения хотят современные композиторы: А. Шнитке, Г. Канчели, Э. Денисов, А. Чайковский, С. Губайдулина. Тавенер (Англия), Рудерс (Дания) и многие другие. В целом, специально для Башмета написано 50 альтовых концертов. Ю. аранжировал «Струнное трио» А. Шнитке для струнного оркестра (под названием «трио-соната» издано «Сикорскими»).
Сольные концерты Юрия Башмета, а также концерты в ансамбле с такими музыкантами, как С. Рихтер, М. Ростропович, 1. Штерн, А. Муттер, М. Аргерих, Г. Кремер всегда собирают полные залы и проходят большой интерес. С его именем также связаны первые в мировой истории сольные концерты альта в таких известных залах мира, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбакан (Лондон), Берлинская филармония, Ла Скала (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.
Ю. сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, такими как Р. Кубелик, С. Озава, Г. Рождественский, сэр Колин Дэвис, Дж. Гардинер, М. Ростропович, В. Гергиев, С. Дутуа, Н. Марринер, М. Тилсон Томас, К. Мазур, Б. Хайтинк, С. Рэттл, Н. Харнонкур, Ю. Темирханов. Как солист и дирижер Ю. выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Берлинский филармонический, Берлинский симфонический, Нью-Йоркский филармонический, Bayerishe Rundfunk, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Чикагский симфонический оркестр, Бостонский симфонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Radio France, Парижский оркестр, Венский филармонический оркестр и т. д.
Ю. участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Стреза, Сорренто (Италия). Художественный руководитель и один из организаторов фестиваля на острове Эльба (Италия). Постоянный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия).
Юрий Башмет - организатор и председатель жюри Международного конкурса альтистов в Москве, единственного в своем роде в России. Юрий Башмет - профессор Московской консерватории, почетный академик Лондонской академии искусств, также преподает на Летних сессиях в Academia Cidzana (Сиена, Италия) и в Туре (Франция), является президентом Международного конкурса альтистов им. Л. Тертис (Англия), член жюри конкурса альтистов в Мюнхене, «Морис Ви» в Париже. Высшей оценкой таланта Юрия Башмета стало его назначение художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские ночи» в Москве, которым на протяжении 17 лет руководил Гений Рихтер.
Исполнительское искусство Юрия Башмета стало центром внимания мировой общественности. Получил НАГРАДУ -1993 - как «Лучший музыкант-инструменталист года» (Лондон), в 1995 году стал лауреатом одной из самых престижных мировых премий «Sonnings Musicfond» (Дания). Ранее эта премия была вручена И. Стравинскому, Л. Бернштейну; Б. Бриттен. И. Менухин, 1. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С., Рихтер, Г. Кремер.
Международный благотворительный фонд, созданный музыкантом, учредил Международную премию имени Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Этой премией присуждены Г. Кремер (1994), Т. Квастхофф (1995), В. Третьяков (1996), В. Гергиев (1997), А. Муттер (1998), О. Бородина (1999), Н. Гутман ( 2001). етс.
Юрий Башмет участвовал во многих крупных благотворительных мировых акциях: в Карнеги-Холле (совместно с Э. Джоном и С., Уандером), в Лондоне (память принцессы Дианы), в тайне5, все доходы от которых передавались в фонды помощи. пострадавшим от бедствий в Армении, Японии, фондами помощи детям-инвалидам. Его вклад в движение за мир во всем мире трудно переоценить. Эта благородная гражданская позиция Юрия Башмета связана с его исключительной художественной деятельностью, связавшей его имя с великими именами ХХ века.
Маэстро живет и работает в Москве.
«Выступления поразительной точности и утонченности… «Солисты Москвы» потрясли публику». - Независимый
«Они преуспели, продемонстрировав впечатляющее единодушие и среди обширного динамического и тонального арсенала чудесно контролируемое пианиссимо… Серенада Чайковского звучала в умелых руках этих музыкантов совершенно по-новому и прекрасно». - The Times London
Первые выступления «Солистов Москвы» состоялись 19 мая 1992 года в Большом зале Московской консерватории и 21 мая 1992 года в зале Плейель в Париже, когда Юрий Башмет собрал сливки выпускников Московской государственной консерватории. .
С тех пор «Солисты Москвы» дали более 1300 концертов для публики в более чем 40 странах на 5 континентах, выступая в некоторых из самых престижных концертных залов мира, в том числе: Карнеги-холл, Нью-Йорк; Musikverein, Вена; Концертгебау, Амстердам; Сантори Холл, Токио; Филармония, Берлин и Кельн; Королевский Альберт-холл и Барбикан-центр в Лондоне; Тиволи, Копенгаген; Cite de la Musique, Париж, и Академия Санта-Сесилия, Рим.
Сегодня мировая пресса отмечает этот ансамбль как «один из лучших в мире в этом жанре», а Il Tempo называет его «голосом страны».
Репертуар «Солистов Москвы» богат и разнообразен: в нем есть как шедевры классической музыки, так и произведения современных композиторов, а также старинные произведения, которые исполняются редко. Следовательно, программы «Солистов Москвы» отмечены красивыми и интересными премьерами.
«Солисты Москвы» работали с такими именитыми артистами, как Святослав Рихтер, Гидон Кремер, Мстислав Ростропович, Сара Чанг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Голуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Стивен Иссерлис, Березовский, Ольга Бородина, Джесси Норман, Анна Нетребко и Томас Квастхофф.
В 1994 году ансамбль сделал первую из множества записей - компакт-диск для EMI с Гидоном Кремером и Мстиславом Ростроповичем. В 1998 году «Солисты Москвы» записали произведения Шостаковича и Брамса для Sony Classical, которые впоследствии были названы критиками журнала Strad «лучшей записью года» и номинированы на премию Грэмми. Номинированный в 1994, 1998 и 2007 годах, ансамбль получил премию Грэмми в 2008 году за запись произведений Стравинского и Прокофьева на лейбле ONYX. Еще одна номинация на эту награду была выдвинута в 2009 году за запись музыки китайских и японских композиторов.
Ансамбль принимал участие во многих значимых музыкальных фестивалях, включая Фестиваль Ростроповича в Эвиане, Монтрё, Вербье, Сиднее, Бате, концерты BBC Promenade в Королевском Альберт-Холле в Лондоне, Prestige de la Music в Salle Pleyel в Париже, Sony- Классика в Театре Елисейских полей, Semaines Musicales en Tours и фестиваль «Декабрьские ночи» в Москве. Осенью 2009 года «Солисты Москвы» отправились в большой тур по России, выступив исключительно на инструментах Страдивари, принадлежащих Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Это первая подобная поездка в истории страны.
Группа была представлена в различных телепрограммах как в России, так и за рубежом. Их концерты неоднократно транслировались ведущими мировыми телеканалами, включая BBC, Bavarian Radio, Radio France и NHK.